Андрей Ливадный. Официальный сайт автора
0

Вопросы поклонников серии “Сталкер” и “Зона Смерти”

Андрей Ливадный ответил на вопросы поклонников серии «Сталкер» и «Зона Смерти»

Приветствую всех, кто задавал вопросы, или в данный момент читает данное интервью в сети.

К делу.

1. travokyr-k3: Андрей Львович, планируете ли вы написать только три книги к серии «Зона смерти» или порадуете своих читателей еще несколькими произведениями?

Да, я собираюсь работать над новыми книгами. Трилогия «Титановая Лоза», как и произведения Вячеслава Шалыгина, Романа Глушкова, формирует для читателя абсолютно новый мир отчужденных пространств. Теперь, когда новая вселенная обрела узнаваемые черты, есть желание отойти от глобальных проблем, ведь именно частные сюжеты, посвященные одному, ну максимум двум персонажам, позволяют острее использовать динамику событий, глубже раскрыть личности героев, их внутренний мир, показать конфликты различных мировоззрений, создать неповторимую атмосферу, когда персонажи близки, понятны, а их приключения захватывают и уже не отпускают воображение читателя.

2. travokyr-k3: Работаете ли вы в данный момент только над серией «Зона смерти» или заняты еще в каких-то проектах?

Нет, я не могу посвятить себя одному проекту. Кроме новой серии существует «История Галактики», с уже сложившимся кругом читателей, есть еще несколько авторских Вселенных, которые ждут своего развития. В данный момент я завершил работу над романом в рамках «Экспансии. Истории Галактики», одновременно готовлю текст своего самого первого произведения, созданного еще двадцать лет назад, для представления его в издательство. И, конечно, думаю о следующей книге в «ЗС». Это нормальный процесс, не имеющий ничего общего с «распылением сил». Часто, работая над одним произведением, мысленно начинаешь прорабатывать другое, получается очень интересный эффект от наслоения двух реальностей, приходится создавать новый файл и заносить туда мысли, которые, как правило, впоследствии становятся основой новой книги.

3. Гордон: Вы пробовали сами играть в игры серии, то есть насколько вы чувствуете Зону? В этом я думаю, ничего крамольного нет, мне вот 37, но я с удовольствием играл в эту серию игр и порой вздрагивал, пробирало.

Да, зазорного тут действительно ничего нет. В «S.T.A.L.K.E.R.» я конечно играл. Не скажу, что вздрагивал, или пытался (как бывало очень давно, после покупки самого первого компьютера) реально уклониться от летящих в виртуальном пространстве пуль, но игра произвела на меня впечатление, иначе я не взялся бы написать «Контрольный Выброс». Хотя после первой части последующими я был разочарован. «Чистое Небо» и «Зов Припяти» уже не зацепили.

4. Дмитрий: Немного провокационный вопрос: Считаете ли вы правильным, что некоторые авторы пишут книги дуэтом (2 и более авторов), ведь у многих авторов немного разное представление Зоны.
PS: ГЛАВНОЕ, что есть шанс сказать вам персональное спасибо за лучшую книгу серии сталкер! Желаю вам вдохновения в дальнейших начинаниях!

Работа в соавторстве для меня вопрос сложный, и отчасти совершенно незнакомый, а отчасти сугубо личный. Честно признаюсь – я не представляю, как два автора могут работать над одной книгой. Не сомневаюсь, что в таком способе есть свои преимущества, иногда читая произведения, созданные в соавторстве четко начинаешь понимать, что два героя с разными характерами принадлежат перу разных авторов, и это делает книгу более живой.

И все же опыт у меня есть. Но он немного иного плана. Лана – моя верная подруга, спутница жизни, на протяжении всего творчества является самым жестким критиком произведений, еще в процессе их написания. Она высказывает свои мысли, взгляды на определенные события, персонажей, и зачастую ее мнение заставляет меня задуматься или пересмотреть некоторые моменты книг.

Особенно ярко это проявилось в период работы над «Контрольным Выбросом». В книге есть фразы, мысли, принадлежащие Лане. Они гармонично легли в текст разнообразили его, сделали более живым.

5. V.A.N.G.E.R.: Почему авторы серии S.T.A.L.K.E.R. заранее не договорились о взаимном использовании персонажей и связном глобальном сюжете (например, по годам и общим событиям Зоны Отчуждения-2006+, чтобы не было такого, что одна книга закрывает Зону, а следующая — повествует, как будто ничего не случилось) или хотя бы по свойствам аномалий: вот у Вас они интересные — взрываются и исчезают, если набрали «критическую массу», достаточную, чтобы создать артефакт, но у всех остальных аномалии — скучные статичные объекты… В частности, никто даже не посмел использовать сверхпопулярного у читателей Хемуля хотя бы статистом (приколистом) больше чем в паре строчек текста… Неужели все авторы так не любят друг друга, что отчаянно боятся нарушить авторские права?!
Спасибо за ответ, с уважением — V.A.N.G.E.R.

Серия книг по игре изначально анонсировалась как «взгляд различных авторов на игровой мир». То есть, свои версии развития событий приветствовались. У каждого автора существует свой взгляд на Зону, и он ценен, прежде всего, неповторимостью. В серии, открывая новую книгу, никогда в точности не знаешь чего ждать. Это с одной стороны подогревает интерес, с другой иногда приводит к разочарованиям.

Думаю, глобальный сюжет был невозможен. Игровой мир уже существовал, но хотелось большего. У каждого автора ощущается свой сугубо личный «драйв», а это намного более ценно и интересно чем взаимная договоренность не выходить за определенные рамки.

6. V.A.N.G.E.R.: «Титановая Лоза» навела меня на мысль о кризисе жанра глобальной космической фантастики в обществе: если раньше люди хотели к звёздам, то теперь они нашли микрокосмос в глубинах нано- и виртуального миров. Так ли это? Не получится ли, что мы больше не хотим никуда лететь?
PS. Спасибо за Ваши интересные книги, концептуально больше всего мне понравилась серия «Форма Жизни» (хотя в целом всё, что Вы пишете, читается очень легко).

Бытие определяет сознание. Нет, поймите меня правильно, мы не подрезали крылья мечте, просто реалии жизни стали другими. Мы ушли от гнетущего страха, назревавшего на планете ядерного конфликта, открыли для себя новую философию времени, столкнулись с новыми угрозами. Наш мир постепенно захватывает техносфера, она вышла из области фантастики в повседневную жизнь. Техногенные катастрофы уже, к сожалению, не миф. Сейчас по большому счету происходит адаптация к новой среде обитания, — еще немного и мы увидим тот самый «технос» пока к счастью укрощенный, но уже не совсем понятный. Как только все живущие поколения адаптируются к цифровым пространствам, примут их как нечто само собой разумеющееся, человек снова поднимет голову и взглянет на звездное небо.

Хотя – сейчас пришла эта мысль, — может проблема в том, что из глубин «каменных джунглей» мегаполисов уже не видно звезд, а «мобильник» и ноутбук всегда под рукой?

7. V.A.N.G.E.R.: И третий, последний вопрос (хотя скорее, пожелание): можно ли что-нибудь сделать с меандроподобной системой повествования, да ещё со вставлением кусочка из далее чем середины в самое начало книги?
После где-то 30-той книги серии «Экспансии» начал утомляться от постоянных разрывов сюжета…
(хотя это, конечно, только моё личное мнение).

У каждого автора свой стиль. Со временем он меняется, хорошо, когда в лучшую сторону. Но плавных изгибов рек в течении сюжетов большинства своих книг я не вижу и не соглашусь с таким определением. Ну а кусочки текста, необходимые для пояснения некоторых моментов десятков взаимосвязанных между собой книг, образующих единую вселенную «Истории Галактики» – это минимальная необходимость, ведь не каждый, кто берет в руки очередную вышедшую книгу, знаком с «Историей Галактики» в полном объеме.

8.V.A.N.G.E.R.: Ну и всё-таки не удержался, чтобы не задать ещё один, четвертый вопрос: как решается расстановка приоритетов между бумажными книгами и онлайн-продажей?

На первом месте «настоящие» бумажные книги. Электронные версии – больной вопрос. Вы ведь прекрасно знаете, — их просто воруют. Большинство электронных текстов, кроме тех, что размещены в рамках объединенной библиотеки «ЛитРес» и Интернет-магазина «Озон» – это пиратские копии. За все время ни разу администрация какого-либо сайта, размещающего на своем ресурсе мои произведения, не обратилась даже за элементарным разрешением на их использование.

PS: Вы достаточно весомый человек в мире фантастической литературы, поэтому просьба: не могли бы передать аналогичное читательское «спасибо» (с пожеланием активного творчества) ещё и Павлу Шумилу за его SF-серию про дракона-коммандора?)
В-общем, всего наилучшего!

К сожалению в этом году у меня не получается попасть на РОСКОН, но при случае – обязательно передам.

9. S.P.H.I.N.X.: Здравствуйте, Андрей Львович.
Вопрос такой: фактически романы «Титановая Лоза» и «Стальная петля» — части единого сюжета, ведь герои одной книги упоминаются в другой и наоборот. Есть ли возможность того, что они пересекутся ближе, и если да, то будет ли это произведение написано в соавторстве с Романом Глушковым?

Зарекаться не буду. Наши персонажи действительно пересекаются, пока что эпизодически, но как далеко способен зайти процесс — покажет время.

10.S.P.H.I.N.X.: И ещё вопрос. Если вы всё-таки решите снова писать про мир «Сталкера», продолжите ли вы историю «Контрольного выброса», и если да, то каким вы представляете мир Зоны после того, последнего, боя? Просто сама книга меня очень зацепила, и хочется узнать о судьбе главного героя и товарища-монолитовца, уж очень он интересным и неординарным персонажем оказался.

Мир Зоны – это мир человеческих поступков, формирующих ее. Я начал работать над продолжением «Контрольного Выброса», но серия претерпела известные всем коллизии, и рукопись осталась в набросках. Инок и Адепт по моему первоначальному замыслу, должны были глубже проникнуть в тайны Зоны, заглянуть за ширму, которую многие представляют, как незыблемую реальность.

11.S.P.H.I.N.X.: И последний вопрос. Простите за непоследовательность, опять про «Зону Смерти»: насколько плотно вы сотрудничаете с другими писателями серии? Просто у меня единственная идея — вы собрались все вместе на кухне (или где-то ещё в тесной компании, простите, но только такое на ум и приходит) и активно обсуждали все детали мира. Просто во всех вышедших книгах мир Пятизонья описывается один в один, особых различий я не заметил.

Да, в период отшлифовки деталей концепции нового мира мы работали в плотном контакте, в основном обмениваясь мнениями, замыслами, готовыми эпизодами, характеризующими силы, действующие в отчужденных пространствах, общаясь через сеть.
Такая работа в тесном контакте принесла только положительные плоды.

12. Бугор: Какой мир «S.T.A.L.K.E.R.» или «Зона Смерти» вам ближе, и по какому миру интересней писать?

Каждый мир по-своему уникален. Новые отчужденные пространства мне ближе, в них больше свободы, больше неведомого, огромный простор для творчества.

13. TihonovBOSS: Андрей, расскажите пожалуйста, с чего началось ваше участие в серии «Сталкер»: издательство ли попросило вас написать книгу, или же вы сами изъявили желание принять участие в этом проекте; какие критерии (требования) задавало ЭКСМО перед тем, как книга была написана. В общем, если вам не сложно, прокомментируйте путь от первого знакомства с серией «Сталкер» до поступления «Контрольного выброса» в продажу.
Так же хотелось бы узнать, какие книги серии вы читали, и услышать ваше мнение о прочитанном.

Сначала я играл. Затем прочел несколько вышедших книг. Некоторые мне понравились, некоторые разочаровали, затем настал некий критический момент, когда мне стало ясно, что свое мнение относительно Зоны сформировалось. Мне захотелось его высказать. Чтобы реализовать родившийся замысел книги мне пришлось отправлять синопсис романа в издательство. Иных условий или препятствий для участия в серии не было.
Относительно второй части вопроса отвечу прямо – я не склонен рецензировать произведения других авторов. Мое впечатление от десяти книг серии – пятьдесят на пятьдесят. Половина абсолютно провальные, другая половина – отличные произведения.

14. TihonovBOSS: Ну и напоследок: Какую литературу вы сами предпочитаете? Каких авторов можете смело назвать любимыми и кого, как бы пафосно не звучало, своим «учителем»?

Роберт Энсон Хайнлайн. «Пасынки Вселенной». В оригинале – «Сироты Неба». Это произведение предопределило все мои стремления. А вот своими «учителями» я всегда считал наиболее скверные из массы прочитанных фантастических произведений. Лана часто спрашивала меня: «Как книга»? Я отвечал: «полный бред». Следовал закономерный вопрос: «зачем же ты ее читаешь», на что я честно отвечал: «Учусь тому, как не следует писать». Конечно, были книги, которые вдохновляли, производили неизгладимое впечатление, но «учителями» стали как раз неудачные произведения. Из них я извлек огромный опыт.

15. Nero: Здравствуйте.
ЭКСМО с самого начала позиционировало серию ЗС как некое продолжение «Сталкера». Многие фанаты «Сталкера» начали возмущаться, что ЗС, мол, «нарушает истинную атмосферу Зоны», «это уже не то» и т.д. Не считаете ли вы ошибкой увязывать ЗС со «Сталкером», и почему было не позиционировать ЗС с самого начала как самостоятельную вселенную?

Несомненно «ЗС» ни в коей мере не является наследницей «Сталкера». Это абсолютно новый, самодостаточный мир, не пересекающийся с известной игровой вселенной ни в одной из точек. Как его позиционировать? Я много времени уделял разъяснению этого вопроса на своем официальном сайте. Но, здесь существует одно обстоятельство, которое роднит две вселенные. Это читательский интерес. Интерес к самому направлению в жанре фантастики. Поэтому никто не обманут, если Вы подразумевали такой вопрос. У каждой книги есть аннотация, у каждого читателя – возможность на нее взглянуть и сделать вывод – покупать или нет.

16. Nero: И второй вопрос. Говорили о разработке какой-то компьютерной игры по вселенной «Зона смерти». Насколько правдивы эти слухи?

Ничего не могу сказать. Думаю, что при успешном развитии серии, игра будет.

17. UNDERWHAT: Здравствуйте Андрей. Возможно, это не вам надо задавать этот вопрос, но все же. Почему никто не хочет снять фильм о сталкере. Столько замечательных книг. Вместо того чтобы снимать тот же Аватар, лучше бы сняли фильм по «контрольному выбросу» или про трилогию о Дарлинг. Скажите, пожалуйста, хотели бы вы, чтобы на ваши книги были экранизированы?

Да, желание есть. Но рынок киноиндустрии для меня – темный лес. Не хочу кривить душой, отвечая на вопрос. Я не знаю, как это происходит, каков критерий отбора произведений, по которым снимаются фильмы.
В любом случае уверен – если экранизация состоятся, она не разочарует читателей.

18. ADMIN6806: Здравствуйте Андрей Львович! Не думал, что смогу вам задать вопрос, но фортуна повернулась мне лицом… Вопросы такие:
1). Почему и на кого работал Штопор?
2). Кто именно были эти люди, которые заставили Штопора взломать сервер Монолита?
Заранее спасибо!

Интересный вопрос. Штопор случайно, из любопытства и жадности забрал то, что ему не принадлежало. Люди, заставившие его вернуться в Зону, как раз и являются создателями сервера Монолита, через который они контролировали группировку сталкеров. По моей версии они использовали группу О-сознание, в качестве некоего символа, атрибута навязанной монолитовцам «религии».

19. Veter: Здравствуйте Андрей.
Планируете ли Вы, сотрудничество с художниками? Воображение у каждого читателя разное и каждый вырисовывает у себя в голове свои картины и по своему представляет мир Сталкера.

Хотелось бы увидеть в Ваших книгах больше иллюстраций, как Вы их видите и представляете.

В последнее время я стараюсь как можно плотнее сотрудничать с художниками, работающими над обложками книг. Наиболее успешной совместной работой я считаю на сегодняшний день обложку романа «Абсолютный Враг» (художник Владимир Нартов). Что касается количества иллюстраций в книгах – это решает издательство. Очень хорошо, что на протяжении последних лет ЭКСМО стало активнее привлекать авторов к формированию сюжетов обложек издаваемых книг. От этого, на мой взгляд, выигрывают все.

20. Гурон: Никаких вопросов, просто большое спасибо за лучшую книгу в серии СТАЛКЕР и великолепную в Зоне смерти!

Спасибо. Это высокая оценка.

21. Кабан & Бэзил: Здравствуйте, Андрей. Честно говоря, ваша книга «Контрольный Выброс» понравилась больше всех в серии СТАЛКЕР. Вопрос: почему именно Ваша книга в серии «Зона Смерти» была первой? Не сложно ли было начинать первым?

Начинать было сложно. За книгу переживал не я один. Почему «Титановая Лоза» вышла первой? Так сложилось. О том, что книга отроет серию, я узнал почти в самом начале работы, вероятно это и повлияло на многие моменты, добавило глобальности в сюжетную линию, увеличило количество второстепенных, но характерных для новой вселенной персонажей, разнообразило описания различных мест.

Старался охватить как можно больше. Что получилось – судить читателям.

22. _ХЕМУЛЬ_: Здравствуйте Андрей. Очень понравилась Ваша книга «Контрольный выброс»)
Вопрос следующий: Хотели бы вы активно сотрудничать с создателями серии Игр С.Т.А.Л.К.Е.Р., привносить что-то новое, и подсказывать, как и что лучше сделать?

Это вопрос не ко мне. Я написал книгу по игре, но с разработчиками самой игры никогда не контактировал.

23. Godslave: Здравствуйте, Андрей. После прочтения книги ”Контрольный Выброс” у меня сложилось впечатление, что вы раньше писали детектив. Или же, нет? Не хотели бы вы попробовать себя в этом жанре литературы?

Детективов я никогда не писал. Иногда приходит шальная мысль: «а что если попробовать», но очень много работы. У меня Лана – эксперт-криминалист, вероятно, это ее влияние ощущается в произведении, тем более, я уже говорил, в обсуждении «Контрольного Выброса» и формировании ряда сцен Лана принимала самое непосредственное участие.

Спасибо всем, кто задавал вопросы.

Желаю читателям много новых интересных книг.

С уважением, Ливадный Андрей.